В предыдущем посте, когда мы начали говорить о том, что олимпиады открывают дорогу в вузы США мы отчасти упомянули внеклассные занятия (или в оригинале, и по нашему мнению более емкое, extracurricular activities - ECs).

В действительности, если речь идет о поступлении в лучшие вузы США, мы говорим о том, что приемной комиссии нужно выбрать 1000-2000 человек из 20000-40000 абитуриентов. Вы можете себе представить хотябы толпу из 20000 человек?

psy-gangnam-style-paris-flash-mob-110512
Толпа из 20000 человек

Вот так она выглядит. К чему это я? Представь, что ты Admissions Officer в MIT и тебе поступает около 20,000 заявок (столько было в 2018 году). Из них около 14,000 отправляют SAT Reasoning (остальные либо ACT, либо TOEFL). Из них 9,400 набрали больше 700 на EBRW секции (это та, что включает чтение и письмо).

В данном случае речь идет о результатах EBRW, поскольку у абитуриентов, подающих в MIT априори не должно быть проблем с секцией по математике. Если ты не понимаешь что значат все эти аббревиатуры - SAT, ACT, EBRW - посмотри эту запись.

Так вот. И получается, что 67% учеников, подающих в MIT и отправляющих SAT, в принципе обладают неплохими результатами SAT. А процент поступления на секундочку 7.2%. При этом, очень важный момент, который многие упускают: не забывай, что эта цифра для международных студентов, как правило, в разы меньше. Например в MIT, в 2018 году приняли 135 международных студентов из 4,653 подавших (2.9%). И как же ты будешь выбирать 7 людей из 67? (или еще хуже 3 из 67?). Тебе нужен фактор индивидуальности, тот, что нельзя показать на стандартизированных тестах. Здесь от части помогают олимпиады, но их недостаточно. И сейчас мы объясним почему. Но для начала, нужно понять, а что показывают олимпиадные достижения?

Преимущества олимпиадников при поступлении

Последний раз напомню, что речь сейчас идет о вузах США, поскольку в других странах к этому немного другое отношение.

Так вот, что показывают олимпиадные достижения? Они говорят о том, что ты самодисциплинированный, любознательный, усидчивый, целеустремленный ученик с навыками критического мышления и глубокими академическими познаниями. И чем выше уровень твоих достижений, тем более достоверная картина.

Здесь важно понимать, что поскольку у вуза нет собственных вступительных испытаний (а их, у, наверное всех, вузов США нет), им нужно будет удостовериться в том, что у тебя достаточно академических навыков для обучения в их вузе. Но как вуз может понять это, если не проводить вступительные испытания? Можно посмотреть на академические достижения - участие в проектных или предметных олимпиадах, например. Но олимпиад множество - есть школьные, есть республиканские, есть международные. Но даже среди международных есть те, в которых участвуют все желающие с двух стран, а есть те, которые по истине являются самыми престижными.

И здесь более-менее становится понятно, почему у обладателей медалей на олимпиадах, входящих в неформальное объединение ISO, чуть больше шансов, чем у обычных абитуриентов - все знают, что олимпиада честная и любые случаи нарушения академической честности (а Американцев это заботит очень сильно) будут тут же вынесены на общественное обозрение. Таким образом, если человек говорит, что у него есть медаль на такой олимпиаде, можно быть уверенным, что он ее действительно заслужил и никак не мог ни подкупить судей, ни списать что-либо у кого-либо.

Но чего не хватает?

Сами по себе олимпиады неплохо характеризуют тебя как ученика. Но во многих вузах США очень много внимания уделяется такой вещи, как community. И у этого слова нет прямых аналогов в русском языке - слова общество/сообщество не передают истинного смысла. А для Американцев community - это когда люди заняты не только делами личного характера, но и еще как-то помогают на благо всему community.

Т.е. если ты олимпиадник - ты очень крутой ученик, с огромным багажом знаний и потенциалом что-то изменить. Но если ты не будешь использовать свои возможности для того, чтобы улучшить жизнь своего community (в его роли могут выступать школа, двор, город, страна - что угодно) - значит ты не подходишь вузам. Потому что иначе может сложиться впечатление, что ты этим занимаешься только ради повышения самооценки (желание посоревноваться и оказаться первым). Мы не даем оценку такой мотивации, а лишь просто говорим, что люди с такой мотивацией вряд ли попадут в вузы США.

Чтобы понять, каких студентов принимают в вузы США можно почитать на примере MIT.

Здесь, как мне кажется, полезно рассказать о том, почему я занимался олимпиадами. Честно говоря, я и знать не знал про IChO или менделеевскую олимпиады до того, как занял 1 место на республиканской олимпиаде. До того момента я занимался химией потому, что мне она нравилась. Конечно, я не могу сказать, что я не готовился к олимпиаде - я готовился, но мне это было интересно. Без преувеличений, я могу сказать, что я влюблен в химию. Я могу сидеть часами и читать какие-нибудь книжки на английском (потому что большинство книжек на русском языке значительно хуже по качеству) по химии и делать конспекты.

Как мне кажется, если я всю жизнь буду работать в хорошей лаборатории и делать какие-то исследования - для меня это не будет работой. И в этом кстати заключается вся суть Extracurricular Activities. Нет, пожалуй, в этом заключается один из смыслов жизни (по моему мнению) - каждому человеку, нужно найти то, чем он поистине хочет заниматься всю жизнь. И одна из главных задач школы, как образовательного института, помочь ученику найти эту сферу.

К сожалению, редко бывает, когда ученики уже определяются со своим будущем окончательно до выпуска из школы. Более того, некоторые (а может и многие) ученики в США, которые поступают в лучшие вузы США не знают чем они хотят заниматься. Для них существуют прекрасные возможности на первом году обучения, когда они могут пробовать себя во всем и лишь к концу первого года им необходимо выбрать свою специализацию. Но, раз ты являешься международным аппликантом, то тебе желательно найти свой интерес пораньше, чтобы можно было углубиться в него посильнее и сделать свои ECs более выдающимися. При этом, будучи олимпиадником по физике ты не будешь обязан выбирать физику в вузе - хоть на философию иди.

Но даже и это не все

Учебная нагрузка в вузах США как минимум не маленькая. Поэтому если только заниматься академическими инициативами можно очень быстро перегореть. Поэтому было бы неплохо, если помимо олимпиадных ECs у тебя было бы что-то еще. Но что может выступать в роли ECs помимо олимпиад?

ExtraCurricular Activities (ECs) - это по определению то, чем ты занимаешься во внеурочное время. Это может быть что угодно: подработка, посещение детского дома, создание скворечников, спорт, фотография и т.д. Самое главное, что ECs показывают (или по крайней мере должны показывать) твою вовлеченность и заинтересованность, то, что тебе нравится делать, то, ради чего ты просыпаешься по утрам.

Чтобы ты лучше понимал о чем идет речь, можно посмотреть на примере ECs членов команды BeyondCurriculum, которых приняли в вузы США. Например, Селимжан Чалышкан (поступил в Гарвард и NYUAD):

В свою очередь, ваш покорный слуга помимо олимпиад занимался следующим:

  1. Вместе с одноклассниками создал научно-познавательный журнал "Квазар", в который писал статьи/верстал выпуски.
  2. Создал сообщество учеников для подготовки к химическим олимпиадам "Pagodane" (на момент подачи BeyondCurriculum еще не существовало)
  3. Играл в теннис на любительском уровне.
  4. Организовывал школьные мероприятия.#

Почему вузы США любят тех студентов, кто умеет рисковать

Попробуй представить, что ты, например, уже заядлый фотограф, который прочитал кучу учебников, просмотрел тысячу видео-уроков и уже делаешь какие-нибудь шедевры. И тебе, например, захотелось делиться своими знаниями с остальными. Какие мысли могут прийти тебе в голову в первую очередь? А как это сделать? Создать сайт/журнал? А вдруг это никому не нужно? А что если я недостаточно хорош? А если людям не понравится?

И тут тебе нужно понять одну простую вещь - появилась идея? Воплощай. Хоть ты будешь выпускать журнал, хоть вести блог - с каждым разом, у тебя будет получаться лучше, и ты не только сможешь делиться знаниями, но и сам ты станешь лучше. И в итоге, ты сможешь добиться крутых высот. Но только если ты рискнешь.

Суть в том, что у многих учеников есть какие-либо интересы вне уроков. Но лишь единицы преодолевают моральные барьеры и делают из этого что-то масштабное и полезное для community. И именно такие ученики нужны вузам США.

Небольшой итог

Это все может показаться очень замудренным и сложным и поэтому очень важно прочитать вот эту запись в блоге MIT о стратегии Applying Sideways. Суть заключается в том, что важно заниматься всем тем, о чем написано выше только и только потому, что ты хочешь этим заниматься. Тогда, даже если ты не сможешь поступить в вузы США, ты не будешь жалеть о том, что потратил годы своей жизни.

Ну и напоследок, небольшие уточнения:

Масштаб ECs

К сожалению, процент поступления иностраных абитуриентов очень низок. 3 человека из 100 - это ужасно суровая конкуренция. В таких условиях тебе стоит действительно обладать какой-нибудь историей, для того чтобы у тебя были шансы. Ты не можешь просто ограничиться тем, что ты участвовал в социальных практиках, ходил на занятия клуба TEDx или катался на велосипеде. Тебе нужно показывать лидерские навыки, умение рисковать и пытаться. Не бойся упасть, провалиться или ошибиться. Ведь в конце концов, мы можем подчерпнуть из поражений не меньше, чем из триумфов.

Но есть и хорошие моменты

В жизни есть много возможностей. Очень многие ты упускаешь и не замечаешь, пока не пытаешься. Если бы мне кто-нибудь сказал, что мой журнал будет информационным партнером научных фестивалей в Москве/Санкт-Петербурге я бы просто посмеялся. Но на самом деле, жизнь дает тем, кто пытается. Я писал около сотни писем в различные редакции СМИ с просьбами заметить наш журнал и рассказать о нем широкой публике. И меня игнорировали. Но я продолжал писать. В итоге, однажды, мне написал PR-manager одного научфеста в Санкт-Петербурге (которому я даже не писал). Я даже писал потом в AirAstana с просьбой помочь мне посетить этот фестиваль. Мне ответили? Нет. Но я зато попытался. Кто мешает тебе попробовать? Что плохого в том, что тебе скажут нет? Зато если ты не попробуешь, ты сведешь на нет маленькую, но тем не менее существующую, вероятность того что тебе скажут да.

И это самое главное, что я хотел бы до тебя донести. Пытайся. Ищи свое призвание. Работай. Старайся. И ты получишь свои плоды. Обязательно получишь. Жизнь щедра для тех, кто от нее что-то берет.