Вы все еще верите, что вам поздно начинать? История Айдына доказывает обратное.

Вы все еще верите, что вам поздно начинать? История Айдына доказывает обратное.

Несколько недель назад наша команда решила начать цикл историй бывших олимпиадников.

Сегодня наш гость - Айдын Тайшыбай, победитель Республиканской Олимпиады по химии и призер Международной Менделеевской Химической Олимпиады, а также постоянный составитель и член жюри олимпиад на Pagodane. Далее - повествование от лица самого Айдына.

Айдын Тайшыбай - студент Назарбаев Университета, победитель РХО, призер ММХО и Туймаада

Часто мне приходится слышать жалобы в стиле «Мне уже поздно за это браться. Поезд ушёл» от школьников, моих сверстников, как и от людей старше меня на несколько лет. В такие моменты глаза начинают рефлекторно закатываться, из ушей буквально идет пар, но я изо всех сил стараюсь сохранять спокойствие, держать лицо и пытаться вразумить собеседника. Думаю, Вы можете представить мою реакцию, когда моя мама говорит, что после 35 лет английский учить нереально :)

Дочитав до сих пор, Вы, наверное, подумали, почему я смею раздавать советы, и, хоть и внутренне, но резко реагировать на такие самомнения людей. Безусловно, я не являюсь человеком, повидавшим жизнь в полном ее объеме, но у меня есть опыт, которым я хочу в этой статье поделиться.

Примерно полгода назад, будучи тренером по химии на сборах для учеников НИШ, меня пригласили выступить со своей историей – историей олимпиадника, который начал поздно. Что было в самой речи, Вы прочтете далее. Но я никогда не забуду, как спустя полчаса после моего выступления, стоя у магазина с мороженым, ко мне в слезах подошла девочка, и начала выражать благодарности за обретенную надежду. Ее слова вместе с приятными сообщениями- фидбэками других детей отпечатались в моей памяти. Эти отзывы были до безумства ценны и стали для меня показателем того, что я могу помочь людям, поддержать или даже мотивировать, как минимум, просто поделившись историей своего становления.

Три недели назад со мной связались BeoyondCurriculum и предложили написать статью, на что я, недолго думая, согласился. По большей части, я собираюсь повествовать свой путь практически в том ключе, в котором я выступал перед олимпиадниками НИШ, но теперь разве что моя публика - это любой житель страны, а может и ближнего зарубежья. Я очень надеюсь, что мой рассказ не оставит Вас равнодушным и вызовет эмоции. Даже если я вызову у Вас отрицательные впечатления, это будет гораздо лучше, чем увидеть безразличие:) Я всегда открыт к обратной связи и комментариям! Теперь попрошу Вас налить себе чай, взять печенье и сесть поудобнее, потому что я приступаю.

В тайне от родителей, классного руководителя и учителей посещал факультатив по химии

Попрошу сейчас перенестись со мной в мою прежнюю школу, школу-лицей «Дарын», и, нет, это не специализированная школа при центре «Дарын». Представьте старенькую школу времен СССР, где отдельные кабинеты делили искусственными перегородками еще на 2-3 кабинета, а с потолка в фойе лилась вода каждый раз, когда шел дождь. В этой очень родной мне школе я проучился с 1 по 8 класс. Именно здесь я начал искать себя. Именно здесь, я впервые записался на факультатив (аka олимпиадная подготовка) по географии, где после первого урока о литосферных плитах я бежал оттуда, что есть мочи. В этом месте, некие высшие силы или же мое узкое мышление (скорее всего, именно это) не подпустило меня близко к олимпиадной биологии, потому что, посмотрев на предложенные микропрепараты в микроскоп, я просто ушел, подумав: «Я все увидел в биологии. Больше тут и нечего смотреть». Была ли это своего рода ветреность? Не знаю, но сейчас я думаю, что я просто пробовал себя в разных сферах. По крайней мере, это выглядит ризонной отмазкой для меня.

Из-за моей невозможности определиться с предметом, я прислушался к маме и классному руководителю и решил уйти на английский язык, потому что думал, что свяжу свою жизнь с переводческим делом. Смешно и очень предсказуемо, но через пару месяцев я искал себя в другом предмете, который впоследствии и повернул направление моей жизни на 180 градусов. Да, именно тогда я посетил урок факультатива по химии, где абсолютно все вызывало у меня «вау» эмоции. Одно название вещества «дихромат аммония», произнесенное учителем, чего стоило! Факультатив по химии был нацелен на подготовку 7 классников к химии в 8ом классе и я, как ответственный ученик, не пропустил ни одного занятия. При всем при этом, я посещал химию в тайне от родителей, потому что не хотел снова услышать, что я непостоянный. Также боялся сказать классному руководителю и учителю английского языка, потому что они помогли мне начать более углубленно заниматься английским, когда еще никто из других учителей не хотел меня брать. На тот момент принимать решение в пользу какого-то предмета было очень сложно. В моей голове уже произошла драма, трагедия, дилемма всей жизни – целый микс настроения «Лютый 7-ой класс». Однако, в конечном итоге, я объяснил все учителю английского (Галина Владимировна, спасибо за понимание), извинился и почувствовал себя свободно и так радостно. Маму я поставил перед фактом, тоже поговорил, и со спокойной душой продолжил свои приключения в химии.

Провал, провал и еще раз провал

В 8 классе мне посчастливилось поучаствовать на городской олимпиаде по химии, и я был на 7-ом небе от счастья просто от мысли, что я участвую на олимпиаде еще и по химии. На часах 10.00, дают команду, и я открываю задачи -  ничего не понимаю, не могу решить ни одну из задач, и в конце концов получаю заслуженные 0.1 балла за теорию. Честно, я тогда ни капли не расстроился, скорее всего, потому что не понимал, что такое олимпиады и с чем их «едят». После этого, я даже и не вспоминал об олимпиадах, пока на следующий год не оказался в НИШ.

9 класс - первый год в НИШ, и я нахожусь под впечатлением от школы, новой системы обучения, и адаптируюсь в новом окружении. Тут, пройдя школьную олимпиаду, мне сообщают, что я буду единственным химиком, которого отправляют на сетевую олимпиаду. К слову, сетевая олимпиада проводится среди всех НИШ и является аналогом областной олимпиады. Буквально за месяц до олимпиады со мной занимался мой школьный учитель химии, но, естественно, какого хорошего результата можно было ожидать за месяц подготовки. Вот и получаю я свои 8.5 баллов за теорию из 60. Странно, что тогда я так легко успокоил себя цитатой моей учительницы: «Если не займешь ничего, то хотя бы Алматы посмотришь», но, по сути, Алматы я тоже так и не посмотрел. Уехал домой и снова забыл об олимпиадах до следующего года. Я действительно не понимал для чего нужно заниматься олимпиадами.

Тем же летом 9 класса, меня школа отправила на программу по химии в Центр Талантливой Молодежи при университете Джонса Хопкинса в США. Там я познакомился с моим тогдашним соперником, который затем стал мне очень хорошим другом, Даниилом. К слову, на тот момент он уже участвовал на Республиканской олимпиаде и получил второе место на той сетевой, на которой я выступил в 45 тысяч раз хуже. Тогда же, именно благодаря его рассказам, у меня стала вырисовываться примерная картина того, в чем вообще суть участия на олимпиадах. Я впервые почувствовал дух соперничества. Приехав в Петропавловск и начав свой 10-ый класс, я требовал в школе организацию олимпиадной подготовки, но попытки были тщетными. Я считал последней надеждой на исправление ситуации встречу нашего класса с директором. Отчетливо помню этот митинг за круглым столом и конкретно мой диалог с директором, потому что на мое предложение об организации подготовки я услышал резкое: «Ну, тебе все равно уже поздно»…

В 10-ом классе я снова поехал на сетевую, но уже с чуть большим пониманием и ощущением духа соревнования. На тот момент, представьте себе, мои знания по органической химии ограничивались рядом алканов, алкенов, алкинов и их базовыми реакциями. Сейчас звучит смешно, но тогда ситуация была страшная настолько, что интересно как я вообще оказался снова на сетевой. Ну и тут аналогично я никакого места не получаю и чувствую себя максимально низшим существом. Выходя с апелляции буквально в слезах, я принял решение бросить олимпиады, что моя мама тоже поддержала, главное, чтобы мои нервы были в порядке. Однако, мне было очень больно видеть моих знакомых, друзей, и соперников, получающих свои места. Я улыбался, когда награждали моих знакомых, но внутри я чувствовал реальную боль. По приезде я был очень зол на себя, я ненавидел себя за то, что так легко придумывал отмазки себе. В голову лезла очередная причина: «Ну ладно, они ведь с 7 класса в НИШ учатся, у них и сборы разные были, а я только в 9 класс пришел», но мне стало тошно от того, что я в очередной раз успокаиваю себя и пытаюсь спихнуть все на какие-то обстоятельства. Я такой же человек, как и они. Я их сверстник, который имеет по большей мере такие же возможности, тогда почему я не могу быть лучше?

Несмотря на мою большую скептичность и невосприимчивость к цитатам, поворотным моментом было именно то, когда мама мне скинула одну цитату в Whatsapp. Не вспомню точную формулировку, но передам сохранив суть: “Успешный не тот, кто идет не спотыкаясь, а тот, кто падая, каждый раз встает и идет дальше”. Цитата, думаю, в объяснении не нуждается.

Давай, жизнь, ударь меня!

Во мне будто что-то переклинило: я взял себя в руки, и злость на себя двигала меня в правильном направлении. Я не бросил химию, а начал больше ей заниматься. Мазохист - то, кем я являлся на тот момент- мне нравилось заниматься олимпиадной химией, несмотря на моральное угнетение от нее же. Мои учителя по физике и английскому языку начали забирать мои тетради, потому что на их предметах я занимался химией. Все шло в одном русле и, казалось бы, вот она мотивация и воля не останавливаться, но случилось нечто, что стало большой преградой - летом после 10-го класса мне сделали операцию, после которой я был частично иммобилизован на протяжении 11-го класса, а последствия ощущаю и по сей день.

Насколько личным это бы ни было, я опишу что со мной было. Моя правая нога была короче левой и лечить это оставалось лишь хирургическим путем, потому что разница на тот момент составляла 5 см. Мне поставили аппарат Илизарова (если вы не слабонервный и хотите посмотреть как он выглядит, гугл в помощь), с которым я пробыл около 7 месяцев. Для тех, кто не прервался и не загуглил - объясняю: мне сломали кость, надели два металлических кольца вокруг ноги, которые держались на пяти спицах, проходящих сквозь мою ногу, и болте, вбитом в кость.

После операции все, что я мог делать это лишь лежать и сквозь слезы терпеть терзающую боль. Представьте себе будто тысяча лучников пускают стрелы не останавливаясь, что ни одно обезболивающее средство не помогало, кроме трамадола (наркотическое обезболивающее, обычно выписываемое онкологически больным).

Я пытался терпеть это, потому что с каждым уколом обезболивающего эффект длился меньше, а между уколами нужно выдерживать минимум 6 часов. Мой сосед по палате слышал как я мучаюсь и вызывал медсестер, вопреки моим отказам ставить обезболивающее. В блаженные времена без боли я лежал и читал химию. Удивительно, что эти обстоятельства не убивали мою внутреннюю мотивацию. Однако, спустя 3-4 дня началась работа с аппаратам, ради чего мне его и ставили. Каждый день каждые 6 часов я должен был крутить болты на кольцах аппарата по ¼ оборота так, чтобы в конце дня я поворачивал болты на все 360 градусов и тем самым два кольца расходились по 1 миллиметру каждый день. В моменты подкрутки мне оставалось лишь зажмурить глаза, стиснуть зубы и терпеть чувство, будто меня тянут в разные стороны за ноги и руки. На самом деле, спицы прорезали вдоль мои мышцы, которые вместе с кожей насильно растягивались - все это создавало ту самую злополучную боль, которая на определенный период разрушила мои планы.

Уже по приезде домой все эти процедуры должен был сделать я сам. Я не мог найти то время без боли, чтобы заниматься химией. Я не выдерживал сидение за столом больше чем на час, потому что нога отекала и приносила еще большую боль. Ночи были бессонными, а проводил я их, встречая рассветы со слезами на глазах, и засыпал лишь под утро, когда боль немного утихала. В какой-то момент я понял, что с той стратегией, которой следовал раньше, я не смогу заниматься эффективно при таких новых жизненных условиях. Я смастерил себе самодельную подставку под ногу, используя лишь простыню, полотенца и стулья, чтобы регулировать натяжение и соответственно угол наклона - это было необходимо, чтобы сидя за столом остановить отек и притуплять боль (хотя не знаю, можно ли было так делать). Благодаря этому, я выигрывал время и занимался чуть дольше чем час, а когда становилось невыносимо, ложился на кровать, которая уже стала моим новым рабочим местом. Работать с ноутбуком в кровати было крайне неудобно, поэтому мне оставалось лишь пользоваться телефоном, на который я постарался скачать самые необходимые книги.

Неспособность вести записи и конспекты и решать задачи в тетради привела меня к тому, что я начал тренировать свое воображение и память, чтобы перенести все на площадку в своей голове. В общем, многое пришлось переосмыслить, перестроить и не боятся воплощать,что было сложно сделать, потому что ощущение, что я иду в никуда не покидало меня.

У вас, наверное, возник вопрос, а как же школа и учеба в 11 классе. У меня был академический отпуск сроком на 3 месяца (разрешается лишь на 3 месяца или на 1 год, но, выбрав отпуск на 1 год, я бы снова пошел в 11 класс в следующем  году). Я учился полностью самостоятельно и приходил на костылях писать СОЧ (суммативное оценивание за четверть), где сидеть 80 минут на одном СОЧе было невыносимо, а в день их было по два.

Теперь, в принципе, вы можете понять как тяжко было не скатиться по учебе, но при этом готовиться к химии.

“Я сказала стартуем!”

В таком режиме я продолжал заниматься до самой сетевой олимпиады в 11 классе. У меня не возникало опасений или сомнений по поводу поездки в Алматы, чтобы участвовать, однако моя школа и, в первую очередь, мама были против. Родители переживали, что я плохо перенесу поездку, или могу упасть, повредить ногу - рисков было очень много. Однако, я настаивал, потому что не мог пропустить такую возможность, ради которой я проделал колоссальный труд и прошел тернистый путь. Я смог добиться разрешения и поехал на сетевую на костылях.

Оказалось, что переносить такую поездку в уязвимом состоянии действительно нелегко - дойти по покрытому льдом перрону к поезду на костылях и не упасть чего стоит :) Я, будучи победителем по жизни, еще и заболел ангиной по приезду, и писал второй тур олимпиады с температурой в 40 градусов (после, правда, я ждал скорую в 2 часа ночи, кушая “Доширак”). На этой сетевой тоже не обошлось без конфузов: мне не проверили две последние задачи, которые весили наибольшее количество баллов, но сквозь трагедию и драму (адекватную и по делу), я добился того, чтобы члены жюри оценили их. Отчетливо помню на часах 23.19, я сидел в коридоре перед кабинетом жюри и трясся из-за только случившегося происшествия. Выходят члены жюри и говорят мне мои баллы, что повергает меня в нереальный шок. Я оказался первым абсолютом и впервые получил “путевку” на Республиканскую олимпиаду, о которой раньше и думать не смел.

Мне пришлось отказаться от участия на Республиканских сборах по причине здоровья, но я продолжал готовиться самостоятельно, при этом находясь месяц в больнице в Петропавловске (ангина дала сильно отрицательный эффект на часть, где делали операцию). В Атырау на РО я ехал с боязнью и предвкушением чего-то нового. Парадоксальное чувство одновременной радости и страха держало меня напряженным всю дорогу. Прибавить ко всему сложности передвижения на костылях, то можно представить, что я был очень вымотан, но между тем мне предстояло еще писать олимпиаду. Пройдя снова испытание моих нервов и сдержанности, в конечном итоге, я получил бронзовую медаль на своей первой Республиканской олимпиаде (если бы не протекающая бюретка, серебро было бы моим).

Та самая бюретка

Это не только первая медаль, которую я когда-либо получил, но и первая медаль с РО в истории моей школы. Теперь те же люди, что не хотели организовывать олимпиадную подготовку и твердили, что я “стар” для олимпиад, уже поздравляли меня.

На следующий год, благодаря Гульден Бауржановне из АОО НИШ, мы смогли получить квоту на участие в РО 2019 в Актобе, где я получил золотую медаль и вошел в сборную Казахстана по химии.

Награждение РХО-2019

Череда событий и, вот, я на 53-ей Международной Менделеевской Олимпиаде, получаю наслаждение от Санкт-Петербурга и завоевываю бронзовую медаль.

Айдын на практическом туре Менделеевской олимпиады

Стоя на сцене с флагом Казахстана в руках, я прокрутил все события в своей голове, которые произошли за последние два года. На своем пути я не старался оглядываться назад и сравнивать себя вчерашнего и нынешнего, но внезапные флэшбеки показали мне то, каким я стал. Я не сдался на своем пути, и ни одно негативное событие не смогло стать преградой в достижении того, чего я хотел. Все началось лишь из-за злобы на себя и желания доказать самому себе, что я ничем не хуже других химиков- олимпиадников, а переросло в то, что буквально между сетевой 10-го и 11-го класса я смог прыгнуть с буквально никакого на первое место, обойдя тогдашних республиканцев. До сих пор ненароком вспоминается ситуация, как придя на практику в 10 классе в СКГУ (Северо-Казахстанский Государственный Университет) преподаватель, готовившая двоих детей из одного лицея на РО от Северо-Казахстанской области, сказала нам троим: “Вы не соперники, у вас разный уровень”. К слову, за все годы, которые они участвовали, они ничего не занимали. Более того, в СКО до уровня международных олимпиад по химии доходили люди из одной семьи, так что, можно сказать, я новый человечек в истории олимпиад в своей области.

А что потом?

Я выпустился со школы, получил звание лучшего выпускника своей школы, но дальше меня ждала “Туймаада”, на которой я завоевал серебряную медаль, и поездка в Токио. Министерство образования, науки, культуры и спорта Японии пригласило меня и еще двух человек в Токио, чтобы познакомить нас со своим технологическим прогрессом в рамках Sakura Science Exchange Program. Ценнейший опыт, куча эмоций и большая честь быть выбранным для участия в такой программе. Когда еще бы мне посчастливилось увидеть самый длинный ускоритель частиц в мире, увидеть Японские лаборатории генетической и хромосомной инженерии в национальном центре исследования ДНК. Забавно было узнать, что у нас есть “плюшки”, чтобы поступить в университеты Страны восходящего солнца. Токийский Институт Наук и Технологий после лекции профессора химии так и зазывал:)

На улицах Токио
Визит в Kisarazu High School

Напутствие, так сказать

Каждый, кто прочитал это, поймите, что начинать делать что-то никогда не бывает поздно, кто бы что не говорил. Вы сами строите свою жизнь и прокладываете путь к своей мечте. Не надейтесь ни на кого, потому что то, что хотите Вы, нужно именно Вам,а не кому-то еще. Приложите усилия и все окупится в несколько раз - рассматривайте себя как продукт, а время - количество денег, которое вы инвестируете. Если ты стал сегодня лучше чем вчера на 1%, то, направляясь в таком же ключе, через год ты станешь таким, что не узнаешь - сравни 1.01^365=37.78 и 0.99^365=0.03

Каждому желаю лишь побед и, по традиции, если есть какие-либо вопросы, можете писать мне в Инстаграм @uouooie :)  Спасибо за ваше внимание и время!