Несколько недель назад наша команда решила начать цикл историй бывших олимпиадников.

Сегодня наш гость - Айдын Тайшыбай, победитель Республиканской Олимпиады по химии и призер Международной Менделеевской Химической Олимпиады, а также постоянный составитель и член жюри олимпиад на Pagodane. Далее - повествование от лица самого Айдына.

Айдын Тайшыбай - студент Назарбаев Университета, победитель РХО, призер ММХО и Туймаада

Часто мне приходится слышать жалобы в стиле «Мне уже поздно за это браться. Поезд ушёл» от школьников, моих сверстников, как и от людей старше меня на несколько лет. В такие моменты глаза начинают рефлекторно закатываться, из ушей буквально идет пар, но я изо всех сил стараюсь сохранять спокойствие, держать лицо и пытаться вразумить собеседника. Думаю, Вы можете представить мою реакцию, когда моя мама говорит, что после 35 лет английский учить нереально :)

Дочитав до сих пор, Вы, наверное, подумали, почему я смею раздавать советы, и, хоть и внутренне, но резко реагировать на такие самомнения людей. Безусловно, я не являюсь человеком, повидавшим жизнь в полном ее объеме, но у меня есть опыт, которым я хочу в этой статье поделиться.

Примерно полгода назад, будучи тренером по химии на сборах для учеников НИШ, меня пригласили выступить со своей историей – историей олимпиадника, который начал поздно. Что было в самой речи, Вы прочтете далее. Но я никогда не забуду, как спустя полчаса после моего выступления, стоя у магазина с мороженым, ко мне в слезах подошла девочка, и начала выражать благодарности за обретенную надежду. Ее слова вместе с приятными сообщениями- фидбэками других детей отпечатались в моей памяти. Эти отзывы были до безумства ценны и стали для меня показателем того, что я могу помочь людям, поддержать или даже мотивировать, как минимум, просто поделившись историей своего становления.

Три недели назад со мной связались BeoyondCurriculum и предложили написать статью, на что я, недолго думая, согласился. По большей части, я собираюсь повествовать свой путь практически в том ключе, в котором я выступал перед олимпиадниками НИШ, но теперь разве что моя публика - это любой житель страны, а может и ближнего зарубежья. Я очень надеюсь, что мой рассказ не оставит Вас равнодушным и вызовет эмоции. Даже если я вызову у Вас отрицательные впечатления, это будет гораздо лучше, чем увидеть безразличие:) Я всегда открыт к обратной связи и комментариям! Теперь попрошу Вас налить себе чай, взять печенье и сесть поудобнее, потому что я приступаю.

В тайне от родителей, классного руководителя и учителей посещал факультатив по химии

Попрошу сейчас перенестись со мной в мою прежнюю школу, школу-лицей «Дарын», и, нет, это не специализированная школа при центре «Дарын». Представьте старенькую школу времен СССР, где отдельные кабинеты делили искусственными перегородками еще на 2-3 кабинета, а с потолка в фойе лилась вода каждый раз, когда шел дождь. В этой очень родной мне школе я проучился с 1 по 8 класс. Именно здесь я начал искать себя. Именно здесь, я впервые записался на факультатив (аka олимпиадная подготовка) по географии, где после первого урока о литосферных плитах я бежал оттуда, что есть мочи. В этом месте, некие высшие силы или же мое узкое мышление (скорее всего, именно это) не подпустило меня близко к олимпиадной биологии, потому что, посмотрев на предложенные микропрепараты в микроскоп, я просто ушел, подумав: «Я все увидел в биологии. Больше тут и нечего смотреть». Была ли это своего рода ветреность? Не знаю, но сейчас я думаю, что я просто пробовал себя в разных сферах. По крайней мере, это выглядит ризонной отмазкой для меня.

Из-за моей невозможности определиться с предметом, я прислушался к маме и классному руководителю и решил уйти на английский язык, потому что думал, что свяжу свою жизнь с переводческим делом. Смешно и очень предсказуемо, но через пару месяцев я искал себя в другом предмете, который впоследствии и повернул направление моей жизни на 180 градусов. Да, именно тогда я посетил урок факультатива по химии, где абсолютно все вызывало у меня «вау» эмоции. Одно название вещества «дихромат аммония», произнесенное учителем, чего стоило! Факультатив по химии был нацелен на подготовку 7 классников к химии в 8ом классе и я, как ответственный ученик, не пропустил ни одного занятия. При всем при этом, я посещал химию в тайне от родителей, потому что не хотел снова услышать, что я непостоянный. Также боялся сказать классному руководителю и учителю английского языка, потому что они помогли мне начать более углубленно заниматься английским, когда еще никто из других учителей не хотел меня брать. На тот момент принимать решение в пользу какого-то предмета было очень сложно. В моей голове уже произошла драма, трагедия, дилемма всей жизни – целый микс настроения «Лютый 7-ой класс». Однако, в конечном итоге, я объяснил все учителю английского (Галина Владимировна, спасибо за понимание), извинился и почувствовал себя свободно и так радостно. Маму я поставил перед фактом, тоже поговорил, и со спокойной душой продолжил свои приключения в химии.

Провал, провал и еще раз провал

В 8 классе мне посчастливилось поучаствовать на городской олимпиаде по химии, и я был на 7-ом небе от счастья просто от мысли, что я участвую на олимпиаде еще и по химии. На часах 10.00, дают команду, и я открываю задачи -  ничего не понимаю, не могу решить ни одну из задач, и в конце концов получаю заслуженные 0.1 балла за теорию. Честно, я тогда ни капли не расстроился, скорее всего, потому что не понимал, что такое олимпиады и с чем их «едят». После этого, я даже и не вспоминал об олимпиадах, пока на следующий год не оказался в НИШ.

9 класс - первый год в НИШ, и я нахожусь под впечатлением от школы, новой системы обучения, и адаптируюсь в новом окружении. Тут, пройдя школьную олимпиаду, мне сообщают, что я буду единственным химиком, которого отправляют на сетевую олимпиаду. К слову, сетевая олимпиада проводится среди всех НИШ и является аналогом областной олимпиады. Буквально за месяц до олимпиады со мной занимался мой школьный учитель химии, но, естественно, какого хорошего результата можно было ожидать за месяц подготовки. Вот и получаю я свои 8.5 баллов за теорию из 60. Странно, что тогда я так легко успокоил себя цитатой моей учительницы: «Если не займешь ничего, то хотя бы Алматы посмотришь», но, по сути, Алматы я тоже так и не посмотрел. Уехал домой и снова забыл об олимпиадах до следующего года. Я действительно не понимал для чего нужно заниматься олимпиадами.

Тем же летом 9 класса, меня школа отправила на программу по химии в Центр Талантливой Молодежи при университете Джонса Хопкинса в США. Там я познакомился с моим тогдашним соперником, который затем стал мне очень хорошим другом, Даниилом. К слову, на тот момент он уже участвовал на Республиканской олимпиаде и получил второе место на той сетевой, на которой я выступил в 45 тысяч раз хуже. Тогда же, именно благодаря его рассказам, у меня стала вырисовываться примерная картина того, в чем вообще суть участия на олимпиадах. Я впервые почувствовал дух соперничества. Приехав в Петропавловск и начав свой 10-ый класс, я требовал в школе организацию олимпиадной подготовки, но попытки были тщетными. Я считал последней надеждой на исправление ситуации встречу нашего класса с директором. Отчетливо помню этот митинг за круглым столом и конкретно мой диалог с директором, потому что на мое предложение об организации подготовки я услышал резкое: «Ну, тебе все равно уже поздно»…

В 10-ом классе я снова поехал на сетевую, но уже с чуть большим пониманием и ощущением духа соревнования. На тот момент, представьте себе, мои знания по органической химии ограничивались рядом алканов, алкенов, алкинов и их базовыми реакциями. Сейчас звучит смешно, но тогда ситуация была страшная настолько, что интересно как я вообще оказался снова на сетевой. Ну и тут аналогично я никакого места не получаю и чувствую себя максимально низшим существом. Выходя с апелляции буквально в слезах, я принял решение бросить олимпиады, что моя мама тоже поддержала, главное, чтобы мои нервы были в порядке. Однако, мне было очень больно видеть моих знакомых, друзей, и соперников, получающих свои места. Я улыбался, когда награждали моих знакомых, но внутри я чувствовал реальную боль. По приезде я был очень зол на себя, я ненавидел себя за то, что так легко придумывал отмазки себе. В голову лезла очередная причина: «Ну ладно, они ведь с 7 класса в НИШ учатся, у них и сборы разные были, а я только в 9 класс пришел», но мне стало тошно от того, что я в очередной раз успокаиваю себя и пытаюсь спихнуть все на какие-то обстоятельства. Я такой же человек, как и они. Я их сверстник, который имеет по большей мере такие же возможности, тогда почему я не могу быть лучше?

Несмотря на мою большую скептичность и невосприимчивость к цитатам, поворотным моментом было именно то, когда мама мне скинула одну цитату в Whatsapp. Не вспомню точную формулировку, но передам сохранив суть: “Успешный не тот, кто идет не спотыкаясь, а тот, кто падая, каждый раз встает и идет дальше”. Цитата, думаю, в объяснении не нуждается.

Давай, жизнь, ударь меня!

Во мне будто что-то переклинило: я взял себя в руки, и злость на себя двигала меня в правильном направлении. Я не бросил химию, а начал больше ей заниматься. Мазохист - то, кем я являлся на тот момент- мне нравилось заниматься олимпиадной химией, несмотря на моральное угнетение от нее же. Мои учителя по физике и английскому языку начали забирать мои тетради, потому что на их предметах я занимался химией. Все шло в одном русле и, казалось бы, вот она мотивация и воля не останавливаться, но случилось нечто, что стало большой преградой - летом после 10-го класса мне сделали операцию, после которой я был частично иммобилизован на протяжении 11-го класса, а последствия ощущаю и по сей день.

Насколько личным это бы ни было, я опишу что со мной было. Моя правая нога была короче левой и лечить это оставалось лишь хирургическим путем, потому что разница на тот момент составляла 5 см. Мне поставили аппарат Илизарова (если вы не слабонервный и хотите посмотреть как он выглядит, гугл в помощь), с которым я пробыл около 7 месяцев. Для тех, кто не прервался и не загуглил - объясняю: мне сломали кость, надели два металлических кольца вокруг ноги, которые держались на пяти спицах, проходящих сквозь мою ногу, и болте, вбитом в кость.

После операции все, что я мог делать это лишь лежать и сквозь слезы терпеть терзающую боль. Представьте себе будто тысяча лучников пускают стрелы не останавливаясь, что ни одно обезболивающее средство не помогало, кроме трамадола (наркотическое обезболивающее, обычно выписываемое онкологически больным).

Я пытался терпеть это, потому что с каждым уколом обезболивающего эффект длился меньше, а между уколами нужно выдерживать минимум 6 часов. Мой сосед по палате слышал как я мучаюсь и вызывал медсестер, вопреки моим отказам ставить обезболивающее. В блаженные времена без боли я лежал и читал химию. Удивительно, что эти обстоятельства не убивали мою внутреннюю мотивацию. Однако, спустя 3-4 дня началась работа с аппаратам, ради чего мне его и ставили. Каждый день каждые 6 часов я должен был крутить болты на кольцах аппарата по ¼ оборота так, чтобы в конце дня я поворачивал болты на все 360 градусов и тем самым два кольца расходились по 1 миллиметру каждый день. В моменты подкрутки мне оставалось лишь зажмурить глаза, стиснуть зубы и терпеть чувство, будто меня тянут в разные стороны за ноги и руки. На самом деле, спицы прорезали вдоль мои мышцы, которые вместе с кожей насильно растягивались - все это создавало ту самую злополучную боль, которая на определенный период разрушила мои планы.

Уже по приезде домой все эти процедуры должен был сделать я сам. Я не мог найти то время без боли, чтобы заниматься химией. Я не выдерживал сидение за столом больше чем на час, потому что нога отекала и приносила еще большую боль. Ночи были бессонными, а проводил я их, встречая рассветы со слезами на глазах, и засыпал лишь под утро, когда боль немного утихала. В какой-то момент я понял, что с той стратегией, которой следовал раньше, я не смогу заниматься эффективно при таких новых жизненных условиях. Я смастерил себе самодельную подставку под ногу, используя лишь простыню, полотенца и стулья, чтобы регулировать натяжение и соответственно угол наклона - это было необходимо, чтобы сидя за столом остановить отек и притуплять боль (хотя не знаю, можно ли было так делать). Благодаря этому, я выигрывал время и занимался чуть дольше чем час, а когда становилось невыносимо, ложился на кровать, которая уже стала моим новым рабочим местом. Работать с ноутбуком в кровати было крайне неудобно, поэтому мне оставалось лишь пользоваться телефоном, на который я постарался скачать самые необходимые книги.

Неспособность вести записи и конспекты и решать задачи в тетради привела меня к тому, что я начал тренировать свое воображение и память, чтобы перенести все на площадку в своей голове. В общем, многое пришлось переосмыслить, перестроить и не боятся воплощать,что было сложно сделать, потому что ощущение, что я иду в никуда не покидало меня.

У вас, наверное, возник вопрос, а как же школа и учеба в 11 классе. У меня был академический отпуск сроком на 3 месяца (разрешается лишь на 3 месяца или на 1 год, но, выбрав отпуск на 1 год, я бы снова пошел в 11 класс в следующем  году). Я учился полностью самостоятельно и приходил на костылях писать СОЧ (суммативное оценивание за четверть), где сидеть 80 минут на одном СОЧе было невыносимо, а в день их было по два.

Теперь, в принципе, вы можете понять как тяжко было не скатиться по учебе, но при этом готовиться к химии.

“Я сказала стартуем!”

В таком режиме я продолжал заниматься до самой сетевой олимпиады в 11 классе. У меня не возникало опасений или сомнений по поводу поездки в Алматы, чтобы участвовать, однако моя школа и, в первую очередь, мама были против. Родители переживали, что я плохо перенесу поездку, или могу упасть, повредить ногу - рисков было очень много. Однако, я настаивал, потому что не мог пропустить такую возможность, ради которой я проделал колоссальный труд и прошел тернистый путь. Я смог добиться разрешения и поехал на сетевую на костылях.

Оказалось, что переносить такую поездку в уязвимом состоянии действительно нелегко - дойти по покрытому льдом перрону к поезду на костылях и не упасть чего стоит :) Я, будучи победителем по жизни, еще и заболел ангиной по приезду, и писал второй тур олимпиады с температурой в 40 градусов (после, правда, я ждал скорую в 2 часа ночи, кушая “Доширак”). На этой сетевой тоже не обошлось без конфузов: мне не проверили две последние задачи, которые весили наибольшее количество баллов, но сквозь трагедию и драму (адекватную и по делу), я добился того, чтобы члены жюри оценили их. Отчетливо помню на часах 23.19, я сидел в коридоре перед кабинетом жюри и трясся из-за только случившегося происшествия. Выходят члены жюри и говорят мне мои баллы, что повергает меня в нереальный шок. Я оказался первым абсолютом и впервые получил “путевку” на Республиканскую олимпиаду, о которой раньше и думать не смел.

Мне пришлось отказаться от участия на Республиканских сборах по причине здоровья, но я продолжал готовиться самостоятельно, при этом находясь месяц в больнице в Петропавловске (ангина дала сильно отрицательный эффект на часть, где делали операцию). В Атырау на РО я ехал с боязнью и предвкушением чего-то нового. Парадоксальное чувство одновременной радости и страха держало меня напряженным всю дорогу. Прибавить ко всему сложности передвижения на костылях, то можно представить, что я был очень вымотан, но между тем мне предстояло еще писать олимпиаду. Пройдя снова испытание моих нервов и сдержанности, в конечном итоге, я получил бронзовую медаль на своей первой Республиканской олимпиаде (если бы не протекающая бюретка, серебро было бы моим).

Та самая бюретка

Это не только первая медаль, которую я когда-либо получил, но и первая медаль с РО в истории моей школы. Теперь те же люди, что не хотели организовывать олимпиадную подготовку и твердили, что я “стар” для олимпиад, уже поздравляли меня.

На следующий год, благодаря Гульден Бауржановне из АОО НИШ, мы смогли получить квоту на участие в РО 2019 в Актобе, где я получил золотую медаль и вошел в сборную Казахстана по химии.

Награждение РХО-2019

Череда событий и, вот, я на 53-ей Международной Менделеевской Олимпиаде, получаю наслаждение от Санкт-Петербурга и завоевываю бронзовую медаль.

Айдын на практическом туре Менделеевской олимпиады

Стоя на сцене с флагом Казахстана в руках, я прокрутил все события в своей голове, которые произошли за последние два года. На своем пути я не старался оглядываться назад и сравнивать себя вчерашнего и нынешнего, но внезапные флэшбеки показали мне то, каким я стал. Я не сдался на своем пути, и ни одно негативное событие не смогло стать преградой в достижении того, чего я хотел. Все началось лишь из-за злобы на себя и желания доказать самому себе, что я ничем не хуже других химиков- олимпиадников, а переросло в то, что буквально между сетевой 10-го и 11-го класса я смог прыгнуть с буквально никакого на первое место, обойдя тогдашних республиканцев. До сих пор ненароком вспоминается ситуация, как придя на практику в 10 классе в СКГУ (Северо-Казахстанский Государственный Университет) преподаватель, готовившая двоих детей из одного лицея на РО от Северо-Казахстанской области, сказала нам троим: “Вы не соперники, у вас разный уровень”. К слову, за все годы, которые они участвовали, они ничего не занимали. Более того, в СКО до уровня международных олимпиад по химии доходили люди из одной семьи, так что, можно сказать, я новый человечек в истории олимпиад в своей области.

А что потом?

Я выпустился со школы, получил звание лучшего выпускника своей школы, но дальше меня ждала “Туймаада”, на которой я завоевал серебряную медаль, и поездка в Токио. Министерство образования, науки, культуры и спорта Японии пригласило меня и еще двух человек в Токио, чтобы познакомить нас со своим технологическим прогрессом в рамках Sakura Science Exchange Program. Ценнейший опыт, куча эмоций и большая честь быть выбранным для участия в такой программе. Когда еще бы мне посчастливилось увидеть самый длинный ускоритель частиц в мире, увидеть Японские лаборатории генетической и хромосомной инженерии в национальном центре исследования ДНК. Забавно было узнать, что у нас есть “плюшки”, чтобы поступить в университеты Страны восходящего солнца. Токийский Институт Наук и Технологий после лекции профессора химии так и зазывал:)

На улицах Токио
Визит в Kisarazu High School

Напутствие, так сказать

Каждый, кто прочитал это, поймите, что начинать делать что-то никогда не бывает поздно, кто бы что не говорил. Вы сами строите свою жизнь и прокладываете путь к своей мечте. Не надейтесь ни на кого, потому что то, что хотите Вы, нужно именно Вам,а не кому-то еще. Приложите усилия и все окупится в несколько раз - рассматривайте себя как продукт, а время - количество денег, которое вы инвестируете. Если ты стал сегодня лучше чем вчера на 1%, то, направляясь в таком же ключе, через год ты станешь таким, что не узнаешь - сравни 1.01^365=37.78 и 0.99^365=0.03

Каждому желаю лишь побед и, по традиции, если есть какие-либо вопросы, можете писать мне в Инстаграм @uouooie :)  Спасибо за ваше внимание и время!