Мне просто нравится химия, действительно нравится. Интервью со сборной Казахстана на IChO 2019.

Мне просто нравится химия, действительно нравится. Интервью со сборной Казахстана на IChO 2019.

C 21 по 30 июля 2019 года в г. Париж прошла 51-ая Международная Химическая Олимпиада (International Chemistry Olympiad, IChO, входит в неформальное объединение самых престижных международных олимпиад для школьников ISO).

Слева направо: Нурлыхан (бронза), Даниил (бронза), Владислав (серебро), Олжас (бронза). Фото предоставлено Beyond Curriculum

По результатам олимпиады, ученики сборной Республики Казахстан завоевали одну серебряную (Владислав Черданцев) и три бронзовых (Олжас Нурпейсов, Даниил Мельниченко, Нурлыхан Копенов) медали. Мы уже рассказывали о том, как проходит олимпиада в нескольких записях (день 1, день 2-3, день 4-5, день 6-9). Сегодня же, мы поговорим с самими участниками сборной.

Владислав закончил 10 класс школы-лицея №8 для одаренных детей г. Павлодар. Три раза участвовал в Республиканской олимпиаде школьников по химии (РХО) и все три раза получал золотую медаль. Дважды участвовал в Международной Менделеевской химической олимпиаде: 2018 год – бронзовая медаль, 2019 год – серебряная медаль, и тоже дважды был участником IChO: 2018 – почетная грамота, 2019 – серебро. Также участвовал в Международной Естественнонаучной олимпиаде для юниоров (IJSO) в 2017 году и взял бронзу.

Международная Менделеевская химическая олимпиада является правопреемницей Всесоюзной олимпиады и проводится ежегодно в конце апреля - начале мая коллегией жюри из России, состоящей в основном из профессоров МГУ. По мнению многих участников уровень сложности заданий не уступает, а иногда превосходит таковой на IChO.
Международная Естественнонаучная олимпиада для юниоров является этаким вариантом ISO для учеников младших классов. Согласно правилам олимпиады, участникам должно быть не более 15 лет. Формат заданий подразумевает решение логических задач по физике, химии и биологии одновременно. В Казахстане отбор на IJSO проходит через Республиканскую Олимпиаду для Юниоров, которая проходит в конце мая.

Даниил в этом году закончил 12 класс НИШ г. Павлодар, на данный момент является студентом KAIST (Korea Advanced Institute of Science and Technology). Участвовал на РХО с 9 класса (почетная грамота, две бронзовые медали, одна золотая). Даниил является серебрянным призёром 53-й Менделеевской олимпиады, также участвовал на Туймааде в 2017 (специальный приз от жюри) и дважды на Бектуровской олимпиаде (третье и первое места).

Международная Бектуровская олимпиада - сравнительно молодая олимпиада, которая проводится с 2015 года и организуется Павлодарским филиалом РНПЦ Дарын (Ертис Дарын). На олимпиаде участвуют школьники из Казахстана и России.

Олжас в этом году закончил Карагандинский БИЛ №1 и теперь тоже учится в KAIST. Он побывал на разных олимпиадах, участвовал на республиканских и трижды брал золото, на Менделеевской и на IChO дважды завоевал бронзу, 3 раза принимал участие в Бектуровской олимпиаде, и был на Туймааде, где получил серебро.

Нурлыхан закончил БИЛ г.Усть-Каменогорск. С 8-го класса участвовал в олимпиадах и его первой медалью стала бронза на республиканской олимпиаде. После этого Нурлыхан сьездил еще три раза на республику и все три раза привозил с собой золотые медали. Помимо этого, он взял серебро на Туймааде-2017 и бронзу на Международной Естественнонаучной олимпиаде для юниоров IJSO-2017. Ну и наконец, дважды участвовал в Международной Менделеевской олимпиаде и дважды получал бронзу. В этом году Нурлыхан прошел на IChO, откуда тоже привез бронзовую медаль..

Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

Об олимпиаде.

Расскажите какие у вас ощущения, насколько вам понравилась сама олимпиада и довольны ли вы своим результатом?

Влад: В целом, олимпиада оставила хорошие воспоминания, но были и некоторые минусы. Было мало развлечений на открытом воздухе или мероприятий, где мы могли бы пообщаться с другими командами, да и сами экскурсии были не всегда интересными, но все это скрашивалось неимоверной красотой Парижа. Если честно, я ничего не ожидал от этого города (возможно, поэтому он мне так сильно понравился), но впечатления у меня остались в основном положительные – если бы не было мусора и огромного количества граффити, то были бы только положительные. У нас еще был просто восхитительный гид. Она всегда интересовалась, что бы хотели сделать или куда бы хотели сходить. С ней мы отдельно ездили на Елисейские поля (центральная улица Парижа), посетили французский ресторан, благо организаторы олимпиады выделили нам свободное время.

Если говорить о турах, то они были относительно несложными. Практика вообще была легкой, но даже на ней я успел сильно тупануть и не успел сделать одно титрование (и здесь мне нет никаких оправданий). Теория была интересной. Мне очень понравились сами задачи, но у них был один, лично для меня, минус – их было много. Я лучше решу 5 сложных задач, чем 10 простых, потому что с решением на скорость у меня все не так хорошо. Я собой недоволен. Но это очередной повод быть лучше в следующий раз.

Даниил: Для меня меня это была первая (и последняя) международная олимпиада. Организация олимпиады мне понравились, хоть многие участники и жаловались на сравнительно низкий уровень IChO в этом году. (Мне просто не с чем сравнивать ха-ха). Однако, я остался не совсем доволен заданиями олимпиады и своим результатом. Во-первых, задания олимпиады оказались довольно легкими, но при этом их было очень много. Что касается практического тура, то он тоже был довольно простой. Почему я недоволен собой? Как я сказал, задания были легче того, чего я ожидал. Следовательно, я мог выступить значительно лучше. Меня подвели моя невнимательность, глупые ошибки и неумелый тайм-менеджмент на теоретическом туре (я не решил целую задачу). Интересные наблюдения о заданиях олимпиады: на теоретическом туре две задачи из девяти были посвящены лекции о молекулярных машинах, которую мы прослушали на открытии олимпиады. Также, олимпиада делала большой акцент на экологии. Отсюда, на эксперименте один из опытов был основан на eco-friendly окислении. Ну и так как олимпиада была во Франции, титровали мы вино.

Если забыть про свои глупые ошибки, то в целом все прошло хорошо. Париж мне понравился. Несмотря на множество неэстетичного граффити и мусора на улицах, этот город останется в моем сердце надолго. (Хочется пошутить про «увидеть Париж и умереть» и резы олимпиады, но я воздержусь)

Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

Олжас: После IChO остались только позитивные ощущения, все вспоминаю эту атмосферу в другой стране с участниками из разных стран, экскурсии, знакомства, переживания и еще много чего.

В этом году у олимпиады был тренд на защиту природы с использованием экологически чистых вещей. По этой причине нам выдали не очень четкую, но зато экологическую сумку и также многоразовые бутылки куда мы набирали воду. Подарки наши в этом году из-за этого пострадали)). В плане организации, конечно, олимпиада подкачала, но с едой у нас все было прекрасно. В целом, все прошло четко.

В общем, своим результатом я вполне доволен, но можно было выступить и лучше, если бы не делал все в последний момент как обычно. Конечно, были глупые ошибки: типо забыл умножить на 1000 и похожие, но в этом году я уже чувствовал, что опыт с предыдущих олимпиад мне очень помогал. Задания же в этом году были намного легче, если сравнивать с прошлым годом и это касается обоих туров.

Мы также очень часто выходили сами в город (большое спасибо нашему гиду) и успели посмотреть там многие места. В Париже очень много исторических и старых зданий и смотреть было на них тупо кайф.

Наши ребята и гид Казахстана (посередине) на фоне Версальского дворца. Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

Нурлыхан: Это олимпиада была для меня последней в своей олимпиадной карьере.Поэтому немного было стрессово.Но, в целом, у меня остались позитивные ощущение. Мне кажется, что организация была не такой крутой (ну или я просто ожидал большего от организаторов). Но плюс был в том, что у нас было много свободного времени и мы хорошо погуляли по Парижу. И ещё нас хорошо кормили. И, конечно же, у нас была самый лучший гид). Задания были очень лёгкими, но их было много, поэтому были вопросы, где я затупил. Но, в целом, я доволен тем, что я смог полностью использовать свои знания. А практика была еще легче. Мы когда готовились в КазНУ делали более сложные практические задания. Но мне не хватило опыта. Например, я не был готов морально и физически сделать 3 задания за 5 часов, поэтому по практике получил мало баллов. Если говорить о Париже, то это самый красивый город, который я когда-либо видел.

О подготовке к олимпиадам.

А как вы вообще пришли к тому, что поехали в Париж защищать честь сборной страны? Как все начиналось?

Влад: Участвовать в олимпиадах я начал с 7 класса, причем по двум предметам – химия и математика. Подготовка сразу по двум направлениям забирала много времени, но я не мог так просто сказать своему учителю математики, что больше не хочу участвовать в олимпиадах по ее предмету (что ж поделаешь с этими детскими страхами). В 8 классе я поучаствовал в областной юниорской олимпиаде и по химии, и по математике; на обеих взял первое место. Я понимал, что нужно сделать выбор (который на самом деле был уже давно мною сделан в пользу химии) между двумя предметами. Настал день Х, когда я собрал свою волю в кулак (тринадцатилетнему мне было реально трудно это сделать) и рассказал о своем выборе учителю математики. Она отреагировала нормально, и я спокойно продолжил подготовку только к своему любимому предмету. Многие меня спрашивали, почему именно химия, но я не могу дать точный ответ. Для меня это все равно, что спросить, почему человек слушает *жанр музыки*. Мне просто нравится химия, действительно нравится. Как мне кажется, школьная программа не очень похожа на настоящую химию и портит представление учеников о ней. Я очень рад, что олимпиады мне помогли узнать истинную химию, а не просто заучивать факты.

Даниил: Я не могу точно сказать, когда я начал заниматься олимпиадами по химии, так как это произошло очень неожиданно. Начнём с того, что изначально в 7 классе я интересовался олимпиадами по физике. Я оставался после уроков и что-то делал в кабинете физики. Позже, с физикой как-то не срослось, и я решил начать пробовать себя в биологии. Я ходил вместе с одноклассницами в кабинет биологии и конспектировал какие-то книжки. И параллельно всем этим процессам я ходил заниматься химией дополнительно, так как считал, что отставал по ней (в 1 четверти 7 класса я чуть не получил или даже получил «4» по химии). И пока шла моя олимпиадная подготовка по биологии, я случайно ушёл вперёд программы по химии и моя учительница решила отправить меня на областную юниорскую олимпиаду в начале 8 класса. Вот так, не готовясь целенаправленно к олимпиадам по химии, я стал олимпиадником по химии. Все же я никак не могу заявить, что химия для меня значительно интересней других наук, но я остаюсь довольным тем, как повернулась моя судьба 5 лет назад

Олжас: Первое мое участие в олимпиаде было в конце 7-го класса - на олимпиады нас разделяли при помощи какого-то теста, который предопределил меня на химию. После первой олимпиады, где я узнал что это вообще такое, я заинтересовался и начал серьезно готовиться (это было ближе к началу 8 класса). Я решил продолжить химию, потому что мне понравилась сама наука и мне легко давалось ее изучение

Нурлыхан: Я с детства любил соревнования: с 5-го класса участвовал в олимпиадах по математике. Но в 7 классе, когда я поступил в КТЛ (нынешний БИЛ) нам надо было пройти тест, где нужно было выбрать три олимпиадных предмета. По результатам теста учителя выбирали 7-классников на подготовку к олимпиадам. На тесте я выбрал математику, химию и турецкий язык.

Почему одним из предметов была химия?) Ответ в том, что в детстве моя сестра рассказывала мне стихотворение про химию (не про физику, не про биологию), а именно про химию. Ну вот, благодаря этому, у меня появился интерес к химии. Так совпало, что по результатам теста тренера нашей школы были схожего мнения и тоже посчитали, что мне лучше заниматься химией.

Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

А расскажите непросвещенному человеку, в чем суть олимпиадных задач по химии?

Даниил: Как выглядят задачи по химии? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Химия - очень разношерстная наука. Здесь мы видим, казалось бы несочетаемые вещи - например, биохимия и неорганика. Отсюда, задачи по разным разделам могут значительно отличаться. Но, в целом, это можно описать вот так:

  • вам надо найти конечное вещество, зная какие реакции (процессы/превращения) происходят с исходным веществом
  • вам необходимо вычислить физические величины, которые описывают химические системы

Оба этих случая звучат как-то абстрактно от реального мира и выглядят как типовые задачи после параграфа в учебнике за 8 класс. Однако, это далеко не так. Если подумать, то все, что нас окружает - своего рода химические системы, где протекают химические реакции и физические процессы. И как несложно догадаться задачи по химии могут быть как и о скорости какой-то ферментативной реакции в организме саблезубого тигра, так и о синтезе нашумевшего допинга.

Олжас: Вообще суть олимпиадных задач в основном в проверке не только знаний, но и логики, и есть определенная разница для 7-9 классов и более старших 10-12 классов. Для более младших классов идет проверка на знания неорганической химии и математики, а вот уже у старших классов увеличивается спектр тем и там скорее идет проверка на твою способность мыслить более химически, ну и не обойдется без кучи расчетов.

Нурлыхан: Химия очень сложная, но очень интересная наука. А олимпиадные задания по химии ещё интереснее и требуют хорошей логики и даже хороших навыков пространственного мышления (это обычно требуется в органике). В общем, если у вас хорошая логика и нет проблем с математикой, то понять химию вам будет не сложно)

Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

А как бы вы порекомендовали начинающим олимпиадникам готовиться к химии? Может быть знаете какие-нибудь полезные ресурсы?

Влад: Очень подробный план подготовки есть на pagodane.kz. Я сам занимался по тем же книгам, про которые там написано. Также, важно не просто читать какую-то книгу, а закреплять изученное на задачах. У меня нередко бывало так, что задача помогала лучше понять пройденный материал.

Олжас: Для начала, для подготовки вам необходимо иметь сильное и настоящее (а не сиюминутное, ибо подготовка порой занимает очень много времени и не все выдерживают) желание заниматься. Есть классный сайт pagodane, там можно найти подробный план подготовки и книги для любого класса.

Психологический настрой тоже немало важен, и поэтому надо стараться быть позитивно настроенным и откинуть все плохие мысли. В плане подготовки лучше сделать все, что в ваших силах, чтобы потом совесть не мучила.

Даниил: Как у администратора Pagodane, мой ответ будет прост - юзайте Пагодан.

Нурлыхан: Я сам готовился к олимпиадам благодаря плану, который мне составили старшеклассники-учителя и некоторые бывшие международники. Но сейчас есть хороший сайт pagodane.kz, где есть и план подготовки, и нужные книги. Чтобы хорошо выступать на Олимпиадах нужно иметь хороший настрой: например, если вы едете на респу брать бронзу (т.е. вы поставили себе установку - если возьму бронзу, я буду доволен), значит вы уже себе поставили предел и вы никак не получите ничего выше серебра, а может и даже бронзу не возьмете. А если вы поедете на респу за серебром, то, как минимум, вы приедете домой с бронзой. Именно поэтому психологически настрой в этом деле не менее важен, чем сама подготовка.

А как можно попасть на IChO?

Влад: Отбор на IChO проходит так: сначала этапы школьная - городская - областная - республиканская олимпиада, потом по результатам республиканской лучших отбирают на весенние сборы, на которых отбирают на Менделеевскую олимпиаду, а уже после нее по результатам еще одних сборов отбирают на IChO. А чтобы хорошо выступать на олимпиадах, нужна целеустремленность, ответственность, и даже самоотверженность, потому что придется выбирать между прогулкой с друзьями или еще одной главой Клэйдена.

Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

О свободном времени

Чем занимаетесь помимо олимпиад по химии?

Олжас: Свое свободное время в основном я люблю проводить с друзьями. Помимо этого, я еще увлекаюсь футболом и играю на гитаре. Футболом я увлекаюсь с детства, а играть на гитаре начал примерно в начале 10 класса, и еще продолжаю. Я играю на классической гитаре, в основном учу песни в стиле fingerstyle. Еще я обожаю кататься на коньках, и если бы я не участвовал на олимпиадах, то может и пошел бы на хоккей или фигурное катание.

Даниил: Из хобби могу назвать любительскую фотосъемку, чтение художественной литературы и автобиографий, изучение новых курсов на Coursera и EdX. Раньше каждое летнее утро мотал километры на велосипеде, но теперь не успеваю делать из-за того, что зачастую я не дома.

Нурлыхан: В свободное время я люблю играть футбол с друзьями и гулять по вечерам по  набережной. Еще иногда играю шахматы. В последнее время мне стали очень нравиться песни на пианино и в один день я сам захотел научиться играть на нем. Теперь, в свободное время я играю на пианино:) Люблю кататься на коньках.

Какую музыку слушаете?

Влад: Если в вопросе есть слово музыка, то это означает, что я дам развернутый ответ, потому что это моя любимая тема. Я слушаю музыку постоянно, причем не только поп, как многие из моих знакомых могут подумать. Я слушаю кантри, рэп, джаз, R&B и многое другое. Моим любимым исполнителем является Lady Gaga (хочу и пишу по-английски). Она столько раз меня вдохновляла своим талантом, упорством и социальной активностью. Я могу говорить о ней часами, рассказать вам о всех ее альбомах и их смыслах. И да, я предпочитаю слушать альбомы, потому что считаю, что это наилучший способ понять артиста и его творчество. Я вам очень советую послушать ARTPOP. Это мой любимый альбом, который я готов слушать всю жизнь. Сейчас я еще учусь играть на синтезаторе. С марта у меня было не так много времени на это, но сейчас я почти каждый вечер разучиваю новые мелодии.

Олжас: Музыку я слушаю разную, в основном просто выбираю те, которые понравились.

Даниил: Я люблю слушать много различной музыки, но при этом не выделяю конкретного исполнителя или группу. В определённые моменты жизни я особенно часто слушаю Sia, Chainsmokers, Shawn Mendes, в другие - Beatles, Queen, Whitney Houston. Мой недавний новый фаворит - Alec Benjamin. А вообще, у меня есть тяга к популярным трекам из 70-х и 80-х.

Нурлыхан: Обычно я слушаю разную музыку, но в последнее время я слушаю группу 91

Какие фильмы смотрите?

Влад: Фильмы я смотрю довольно редко. Раньше, если я и смотрел что-то, то это были развлекательные фильмы, но недавно я посмотрел два фильма, которые пробудили во мне любовь к фильмам со смыслом: «Погребенный заживо» и «Прислуга». Эти фильмы я крайне рекомендую.

Олжас: Среди фильмов я люблю такие жанры как боевик, фантастика и детектив. Одни из моих любимых фильмов это “Edge of tomorrow”, “Interstellar”, “Остров проклятых”.

Даниил: Если говорить о фильмах, то я предпочитаю мелодрамы или тупые комедии. Часто - исторические фильмы или фильмы по худ. книгам, которые я читал. Но чаще, наверное, я смотрю сериалы. Из любимых могу назвать Игру Престолов, Шерлок (пересматривал множество раз), Династию, КИНЗУ, Анатомия страсти (смотрел только последние сезоны) и 13 причин почему.

Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

О глобальном

Какова ваша цель? К чему стремитесь?

Даниил: Моя жизненная цель - это найти своему мозгу и рукам правильное применение. Я желаю достичь той точки, когда ежедневная работа будет приносить мне удовольствие, но при этом я смогу совмещать помощь людям (чем глобальнее помощь, тем интереснее), познание или усовершенствование этого мира и путешествия (ну куда без них)

Влад: Одна из моих целей – хоть раз выйти довольным собой после тура олимпиады. У меня еще ни разу такого не было, чтобы я вышел после тура и мог с уверенностью сказать, что сделал все возможное. Вообще, это можно рассматривать как одну из глобальных моих целей: лучшим образом делать все, что от тебя зависит

Есть ли веселые воспоминания с олимпиад?

Даниил: не знаю почему, но на трёх олимпиадах в моей жизни вместо мужского туалета меня отправляли в женский, так как в первом была ужасная очередь. Немного забавно и неловко. Из запоминающихся случаев могу вспомнить РХО в Павлодаре, когда я прикидывался руководителем, чтобы прогуляться с друзьями в последний день.

Есть ли какая-то олимпиада, которая особенно запомнилась?

Даниил: Я не могу ответить, какая олимпиада была самой запоминающейся, так как каждая из них отличалась от предыдущий, учила чему-то новому, оставляла несмываемый отпечаток на моей памяти.

Влад: Моей самой запоминающейся олимпиадой была и остается IJSO в Нидерландах, потому что эта была моя первая международная олимпиада, и, как мне кажется, была организована лучше всех последующих олимпиад, в которых я участвовал. У нас было множество игр, развлечений, интересные экскурсии и прочее. Еще эта олимпиада мне запомнилась нашим гидом. Он очень много общался с нами, рассказывал факты о своей стране и учитывал наши пожелания. Тогда я впервые пообщался с учениками из других стран, узнал об их культурах – это был невероятный опыт.

Самая запоминающаяся задача?

Даниил: Задача, которую я никогда не забуду, это задача по биохимии с 53 Менделеевской олимпиады. В той задаче надо было применить знания о графах, описанные в задаче, для вывода уравнения скорости реакции какой-то схемы ферментационном катализа. Эта задача мне запомнилась, так как решая ее, я узнал новый, довольно интересный метод, о котором ранее никогда не задумывался.

Влад: Задача, которая мне запомнилась, при виде которой у меня на лице появляется улыбка, это Задача 2, раздел неорганическая химия, второй тур, Менделеевская олимпиада 2015 года. Эта была первая задача олимпиады международного уровня, которую я решил почти полностью, когда был в 8 классе. Как видите, я хорошо запоминаю что-то, что было у меня первым. Также очень запомнилась 6 задача IChO 2018, благодаря фразе «В Чехии и Словакии традиционно верят, что все грибы можно есть, но некоторые только один раз»

Фото предоставлены Владиславом Черданцевым специально для BeyondCurriculum

Есть ли что-то, о чем жалеете?

Даниил: Некоторые мои ошибки меня расстраивают, но на ошибках учатся (особенно, когда повторяешь одно и то же 55 раз) и поэтому нет причины сильно о чём-то жалеть.

Влад: Больше всего я жалею, что нормально не выступил на IChO 2018 года. Я особо не ожидал, что пройду на нее, но в тот год была не особо сильная конкуренция, и поэтому даже девятиклассник смог пройти отбор. Во время подготовки уже в этом году я понял, что очень многого не знал перед прошлогодней международной олимпиадой, но зато это сильно мотивировало меня все больше и больше изучать различные материалы, решать больше задач и просто становиться умней. В целом, ошибки на каждой олимпиаде учили меня чему-то новому, но именно жалею я только о своем выступлении на IChO 2018

Какие планы на будущее?

Олжас: Вообще прям конкретных планов на будущее у меня нет, но хотелось бы после бакалавра еще учиться на магистратуре и после начать где-то работать.

На данный момент я поступил в заграничный универ KAIST, расположенный в Корее, и пока в планах закончить этот универ с отличием. Сейчас для меня стоит выбор между IT или же продолжением в сфере химии. Так как первый год я буду freshman-ом, право на выбор специальности у меня не будет, но зато есть время определиться с major-ом.

Даниил: Я не знаю на данный момент, чем я хочу заниматься в жизни. Думаю, что осознание придёт через прямой контакт с тем или иным родом деятельности. На данный момент я считаю, что меня интересует либо биомедицинская или биохимическая инженерия, либо наука в чистом виде (то есть проведение научных исследований). Иногда я задумываюсь об Aerospace Engineering. В любом случае, я надеюсь применять свои знания, получать кайф от работы и каким-то образом двигать мир вокруг нас вперёд.

Влад: Для начала окончить школу, потом поступить в желаемый университет, получить там хорошее образование и работать. Пока я еще точно не определился, чем хочу заниматься по жизни, но, скорее всего, выберу что-то, связанное с наукой, потом что мне это действительно интересно, а может стану знаменитым певцом, который будет собирать стадионы (ох уж эти мечты)

Фото: Антон Моргунов

Вопросы от читателей

Пару дней назад мы попросили наших читателей в Instagram и Telegram задать вопросы участникам сборной. На самом деле на почти все вопросы были даны ответы в ходе самого интервью, но появился один вопрос, который никак не затронули, а оставить его без внимания было нельзя.

Q: Реально ли пробиться девочке учитывая все стереотипы?

Влад: Конечно реально, потому что при отборе не смотрят на половую принадлежность, а в первую очередь смотрят на знания по химии. Поэтому ответ - да, главное - стараться и не обращать внимание на стереотипы.

Есть какие-то пожелания читателям?

Олжас: Олимпиады - это очень классная штука, ведь она дает вам возможность тесно познакомиться с выбранным предметом и не только, а также новые знакомства, опыт, больше шансов поступить в желаемый универ и даже в какой-то степени устойчивость к стрессу. Но не стоит зацикливаться только на олимпиадах, помимо олимпиад есть очень много других классных вещей, главное, найти то самое, что будет приносить вам кайф.

Нурлыхан: Знаете, не важно, где вы живёте, не важно, где вы учитесь, не важно БИЛ или НИШ или другая школа. Если у вас есть хорошая цель и вы готовитесь целеустремленно,то все получится, потому что судьба одаривает только подготовленные умы.

Влад: Послушайте ARTPOP и окружайте себя правильными людьми, тогда у вас будет и мотивация, и интересное общение, и постоянная поддержка, и многое другое.

Даниил: Как сказал однажды Конфуций «если жизнь даёт тебе колбу - ставь оргсинтез». Иными словами: хватайтесь за любую возможность, пробуйте себя, идите вперёд, не ленитесь.

А также, ни за что и никогда не отчаивайтесь и не опускайте руки, ведь после чёрной полосы всегда идет белая. Или как сказал один очень близкий мне человек: «однажды и на Вашей улице загорит фонарь»

Любое цитирование материала с платформы BeyondCurriculum разрешается только при наличии активной ссылки на первоисточник.