Допустим, вы решили, что предметные олимпиады – это для вас. Как же начать этот непростой путь?

Выбираем предмет

В первую очередь, стоит определиться с предметом. Скорее всего, вы уже это сделали. Если нет, то позвольте помочь.

Самое главное при выборе своего предмета – он должен вам нравиться. В школе можно сравнительно легко получать хорошие оценки даже по тем предметам, которые вы на дух не переносите. С олимпиадами такой трюк не прокатит. Вы должны получать удовольствие от процесса обучения.

Вообще, тема отношения к олимпиадам и их роли в жизни достойна отдельного обсуждения. Здесь же остановимся на том, что это должно быть чем-то, что вам нравится.

Обычно рекомендуется выбрать один предмет и потом заниматься только им. Однако история знает случаи, когда олимпиадники переходили с одного предмета на другой. Например, часто переходы случаются между лагерями математиков, физиков и информатиков. Кроме того, бывают уникумы, которые успешно выступают на олимпиадах по нескольким предметам. Так что выбирайте с умом, но без стресса.

После того, как вы выбрали предмет, перед вами два варианта. Вариант первый – заниматься с тренером. Вариант второй – самостоятельная подготовка.

Ищем тренера

Сразу скажем, что подойдет не любой учитель. Вася Пупкин может быть лучшим преподавателем биологии/математики/химии в городе, но для наших целей нужен именно тренер с опытом подготовки к олимпиадам.

‌‌Узнайте, есть ли в вашей школе олимпиадный резерв по вашему предмету и кто там тренирует. Дальше говорите с самим тренером или администрацией.

‌‌Если вы учитесь не в НИШ/РФМШ и в вашей школе нет олимпиадного резерва, то можно подумать о переводе в школу, в которой он есть.

‌‌В идеале, если вы учитесь в 6 классе и хотите участвовать на олимпиадах – поступайте в ближайший НИШ. Если вы учитесь в 7 классе общеобразовательной школы Алматы/Астаны – постарайтесь поступить в РФМШ.

‌‌Если вы уже учитесь в НИШ и у вас нет резерва по вашему предмету – поговорите с куратором и попросите помочь найти тренера. Возможно, олимпиадный тренер по вашему предмету есть в другом НИШ. Можете связаться с ним и попросить совета или занятий по удаленке.

‌‌Как найти школу с олимпиадным резервом среди общеобразовательных школ – вопрос сложный. Поспрашивайте у своих учителей или обзвоните администрации самых крутых школ в вашем городе. Такие школы всегда на слуху.

‌‌Также можно записаться на олимпиадную секцию в образовательный центр, который специализируется на подготовке к олимпиадам или нанять тренера для индивидуальных занятий. Для этого необязательно искать победителя Международной Олимпиады. Во-первых, по началу вам и не понадобится столько знаний и навыков, сколько их есть у победителя IMO. Для введения ученика в основы олимпиадной математики/химии/_______ (нужное подчеркнуть или вписать) хватает знаний у любого призера РОШ. Хороший тренер почувствует момент, когда ученик перерос его, и сам посоветует, к кому идти учиться дальше.

А во-вторых, как замечал один ветеран олимпиадного движения – самые крутые олимпиадники не всегда становятся лучшими тренерами, и не все лучшие тренера были крутыми олимпиадниками.

‌‌Как только у вас появляется тренер, то старайтесь делать все, что он говорит – посещайте занятия, внимательно слушайте лекции, всегда задавайте вопросы, если они есть, и выполняйте домашнее задание.

Готовимся самостоятельно

К олимпиадам можно готовиться самому. Для этого потребуется много упорства и самодисциплины. Beyond Curriculum создан в том числе для того, чтобы помогать ученикам в самостоятельной подготовке к олимпиадам.

‌‌Истории об олимпиадниках, которые готовились без тренера, читайте в нашем блоге.

‌‌Так что если не смогли найти тренера – не унывайте. Готовиться без тренера ****** как сложно, но возможно. И если вы пройдете этот путь, то вам все будет по плечу.

С чего же начать?

Команда Beyond Curriculum составила план подготовки к олимпиадам по математике, физике, химии, биологии и географии. (В будущем мы постараемся создать подобные планы по другим предметам.)

Если вы хотите начать самостоятельную подготовку по этим предметам, то следуйте плану. Вы всегда можете задать вопрос в сообществе.

‌‌Если вы хотели бы предложить помощь в развитии сообщества, пишите нам на почту.

А зачем это?

Это фундаментальный вопрос. Когда речь заходит о предметных олимпиадах, у большинства учеников и их родителей в глазах горят медали и дипломы. Медали и дипломы, конечно, являются большой частью олимпиадной культуры, но далеко не главной составляющей.

‌‌Когда ребенка записывают на спортивную секцию, в первую очередь это делается для его развития. Медали вторичны. Медали приятно получать, но они не являются самоцелью.

‌‌Можно продолжить спортивную аналогию.

‌‌Зачем Васе участвовать в спринтерском забеге? Вася может участвовать в спринтерском забеге, потому что хочет медальку. А еще Вася может участвовать в забеге просто потому, что ему нравится бегать. И сегодня он хочет научиться бегать быстрее, чем вчера.

Зачем Васе участвовать на олимпиаде по физике? Вася может участвовать на олимпиаде по физике, потому что хочет медальку. А еще Вася может участвовать на олимпиаде просто потому, что ему нравится физика. И сегодня он хочет проникнуться тайнами физики глубже, чем вчера.

‌‌Заниматься спортом можно не для побед на соревнованиях, а для укрепления здоровья и собственного удовольствия.
Изучать олимпиадные материалы можно не для побед на олимпиадах, а для расширения кругозора и собственного удовольствия.

‌‌Именно для это был создан Beyond Curriculum. Мы верим, что каждому стоит попробовать подготовиться к олимпиадам и увидеть потрясающий мир за пределами школьной программы!